Поиск по сайту

Самоорганизация студентов глазами администрации

Во многих эпизодах деятельности инициативных групп учащихся МГУ появлялись различные (и, на первый взгляд, абсурдные) заявления представителей администрации (деканов, проректоров), а вслед за ними и членов официальных студенческих организаций, о разворачивающихся «цветных революциях» в Университете. После создания первой инициативной группы идею о манипуляции недовольными студентами извне изрекали проректор Миронов и представитель ОПК Дадов. Инициативную группу OD Group обвиняли в «оранжизме» декан соцфака Добреньков и местные «студорги». СтудСоюз МГУ проводил заседание дискуссионного клуба по самоуправлению, один из вопросов которого был сформулирован так: «Что такое «социальный взрыв студенчества» и кто в нем заинтересован?». ИГ МГУ не раз слышала намёки на «внешних врагов Университета» из уст ректора Садовничего. Почему эти идеи популярны?

Мы представляем Вам статью сотрудника факультета политологии А.В. Манойло «О противодействии распространению идеологии «цветных революций» в университетской студенческой среде», опубликованную в журнале «Международные отношения» № 4, 21.11.2013. Статья представляет собой скорее план мероприятий для руководства университета. Удивительным образом в ней находят отражение многие события, произошедшие в студенческой жизни МГУ: создание «управляемой студенческой организации, находящейся под контролем ректората» (Студенческий совет МГУ), «символические акты примирения» руководства и студентов (например, огоньки у ректора), планы по созданию замкнутой информационной среды и др. Только вот признаки студенческой самоорганизации представлены в ней не иначе, как предвестники «оранжевой революции».

Мы не считаем, что программа действий, описанная в данной статье, является «линией партии» для нынешнего ректората МГУ. Но мы хотим обратить Ваше внимание на то, каким образом реальные рычаги управления Университетом могут заменяться бутафорией под предлогом противодействия «цветным» технологиям, зачатки которых администрация способна видеть в любых проявлениях инакомыслия учащихся.

 

 

«Характеристика студенческой среды 

Технологи цветных революций используют эти особенности молодежной и студенческой среды для вовлечения студенческой молодежи в протестное движение. Для этого разрабатываются яркая революционная символика, вбрасывается в массы псевдореволюционные лозунги и идеологические императивы, выдвигаются харизматичные лидеры, вокруг которых создается ореол национальных героев и представителей новой волны пламенных революционеров, в СМИ формируется соответствующий информационный фон. Это не может не привлекать молодежь, мыслящую образами и, в силу юношеского максимализма, привыкшую делить все на черное и белое, поскольку от оппозиционеров идет прямой призыв к эмоциям, а не к разуму. Однако, часто и сами руководители проправительственных движений (в основном далекие от самой молодежи) толкают студентов в ряды оппозиции: акции движений «Наши» и «Молодая гвардия» шаблонны, они лишены изобретательности, а какая-нибудь идеология в них отсутствует вовсе. Они хороши для отчетности, но не для реальной консолидации общества. Образ «защитника существующего строя» (успехи которого быстро забываются, а неудачи становятся предметом оживленных дискуссий) всегда проигрывает перед образом «пламенного революционера-идеалиста», борца за свободу и справедливость, за светлое будущее. 

Нередко молодежь и студентов толкает в ряды протестного движения осознание того, что от них ничего не зависит – ни в политической жизни страны, ни в жизни родного университета. Напротив, оппозиция предоставляет студентам такую возможность, приводя примеры простых людей, получивших известность благодаря их личному участию в революциях: от простого аргентинского доктора Эрнесто Гевары до якобы «несгибаемого» блоггера Навального. 

Для того чтобы отвлечь студентов от участия в протестных движениях, необходимо: 

— увлечь большим (как минимум, общеуниверситетским) проектом; 

— организовать лидеров мнений в управляемую студенческую организацию, находящуюся под контролем ректората; 

— сформировать вокруг университета (в котором студенты обучаются) собственную, замкнутую и самодостаточную информационную среду; 

— обеспечить эффективный механизм обратной связи; 

— создать собственный (альтернативный) клапан по «выпуску пара». 

Это определяет, как минимум, пять основных направлений деятельности университетского актива. 

1. Большой проект. Для того, чтобы направить энергию студентов в мирное русло, необходимо увлечь их новым крупным и ярким общеуниверситетским проектом, который дал бы возможность наиболее активной и пассионарной части студенческой молодежи самореализоваться, обеспечил бы им профессиональный и даже карьерный рост и занял бы все их свободное время. Таким проектом может стать, например, Пресс-центр Университета или Центр студенческой журналистики. 

2. Управляемая студенческая организация. Для того, чтобы студенты не считали, что от них ничего не зависит, и не предпринимали бы попытки изменить эту ситуацию с помощью «революционных» методов, необходимо предоставить возможность студентам (через своих выборных представителей) управлять жизнью родного университета (в рамках разумного, конечно). Для этого можно расширить полномочия студенческих организаций, но все-таки лучше создать принципиально новую структуру, которая бы отбирала из студенческой среды неформальных лидеров («лидеров мнений») и включала бы их в свою работу, организовывая их деятельность и управляя через них основной студенческой массой. Такой структурой может стать двухпалатный студенческий Сенат и его профильные комитеты: по политической модернизации, по внешней политике, по публичной дипломатии, по науке и новым технологиям, по экономической политике и т.д. 

3. Информационная сфера. Необходимо сформировать вокруг университета собственную, замкнутую и самодостаточную информационную сферу, в которой студенты могли бы найти для себя уже готовые ответы на любые волнующие их вопросы, включая политическую жизнь страны: как в виде новостной информации (актуальной и своевременно обновляемой), так и готовые оценки событий в виде комментариев специалистов и аналитических материалов; это позволит управлять их еще только формирующимся политическим мировоззрением и ограждать от негативного влияния внешних деструктивных сил. Для решения указанных задач необходимо обеспечить информационный фон и наполнение эфира новостями из жизни университета, аналитическими материалами на актуальные темы и оценками университетских авторитетов. В организационном плане для этого в рамках университета необходимо создать мощную информационно-вещательную сеть, начиная от собственных новостных каналов вещания и интернет-СМИ, выпускаемых Пресс-центром университета, и заканчивая собственной социальной сетью и сервисом коротких сообщений. Также необходимо создать собственную социальную сеть, в которую на основании оригинального формата и сервиса перетянуть наиболее активный университетский электорат. 

4. Механизм обратной связи. Для контроля студенческой среды и адекватного реагирования на все происходящие в ней изменения необходимо создать механизм обратной связи между студентами и руководством университета, или с его полномочными представителями. Такую функцию могут играть проекты: горячая линия, «он-лайн вахта профессоров Университета» (на сайте в режиме он-лайн или в эфире вещательных программ университетского пресс-центра), «виртуальная приемная ректора», «клуб «анонимных» политологов» и т.д.), действующие в режиме реального времени. 

5. Клапан по «выпуску пара». Для устойчивости университетской системы управления в целом необходимо создать клапан по «выпуску пара», который позволял бы сбрасывать напряженность в молодежной среде, как только она превысит определенный пороговый уровень. В каком виде его создать, окончательного мнения еще нет. Но у любой политической системы (включая мировую) такой клапан имеется: так, для международных глобальных корпораций таким управляемым клапаном является спонсируемое ими движение антиглобалистов; для британского правительства – Гайд-парк и т.д. Для университетской молодежи, радикальные настроения которой не удастся сломить, этим клапаном может быть «университетский гайд-парк», свободные дебаты с представителями власти и университетским руководством (заканчивающиеся символическим актом примирения, например, раздачей проректором каши из полевой кухни и т.д.), и другие управляемые публично-информационные компании. 

 

Эти направления деятельности необходимо дополнить рядом эффективных мер следующего характера: 

1. Миссия Университета. Любая информационно-идеологическая работа начинается с определения миссии организации, в том числе в политическом ключе. Грамотно разработанная миссия не только определяет приоритеты развития и ценностные ориентиры, но и становится основой для главного инструмента убеждения – массовой идеологии. Если такой миссии и идеологии нет, ее место в умах молодежи сразу же займут другие политические концепции, в первую очередь, активно продвигаемые в сознание российских граждан т.н. оппозицией. 

Следовательно, главным условием ограждения студенческой молодежи от негативного внешнего влияния является разработка миссии Университета в формирующемся многополярном мире, носящей мировоззренческий характер, в которой университет представляется как очаг и генератор идей современной политической модернизации. 

2. Антикризисный центр. В рамках Пресс-центра МГУ можно организовать студенческий антикризисный ситуационный центр, способный взять под контроль любую чрезвычайную ситуацию и вести ее в режиме реального времени до тех пор, пока кризис не разрешится, либо на его локализацию будут мобилизованы профильные силы прямой компетенции. В рамках антикризисного центра сформировать и обучить группу студентов-переговорщиков. 

3. Центр изучения «цветных революций». В рамках университетского антикризисного центра можно организовать центр изучения цветных революций и международного сотрудничества в сфере защиты от «цветных» переворотов, в котором можно использовать студенческий и молодежный ресурс для выработки технологий сопротивления «цветным» переворотам, а также обучать экспертов для распознавания начала этих операций на ранних стадиях и выработки превентивных мер. Само создание такого центра станет знаком для тех, кто готовят очередную цветную революцию в нашей стране: мы знаем об их планах и готовим адекватный ответ. 

4. Пропаганда. Необходимо организовать пропаганду университетских ценностей и идеалов. Значительное внимание должно быть уделено прямой разъяснительной работе, в первую очередь, об истинной сути манипулятивных технологий, применяемых оппозицией для вербовки новых членов и формирования из них послушного инструмента любых переворотов – политической толпы. Прекрасный формат для этого – предложенные доц. Володенковым конференции и круглые столы, с возможностью научных публикаций. Для этого, возможно, стоит возродить институт университетских агитаторов и политинформаторов. 

5. Организация студенческого досуга. Необходимо вернуться к идее организации и заполнения досуга студентов, особенно, той части, которая проживает в общежитиях (отделения студенческих клубов прямо на этажах общежитий, проведение мини-конференций и семинаров – с участием видных профессоров и доцентов – в неформальной обстановке, без галстуков, прямо в общежитиях, в «кухонном, коридорном» формате, как это практиковалось в ранние годы советской власти). 

6. Целевые гранты университета для отдельных студентов и студенческих групп, выполняющих исследования или поводящих публичные мероприятия по противодействию цветным революциям. 

 

Для решения указанных задач в системе Университета следует создать следующую триаду структур, реализующих идею административно-студенческого партнерства: 

1. Студенческий парламент. 

2. Пресс-центр. 

3. Антикризисный центр. 

 

1. Студенческий парламент. Студенческий парламент может состоять из двух палат: верхней и нижней. Нижняя палата – Студенческий Сенат – формируется из наиболее активных и инициативных студентов по представительскому принципу, методом прямых выборов. Из избранных таким образом представителей студенчества формируется сам сенат и его профильные комитеты: по политической модернизации, по внешней политике, по публичной дипломатии, по науке и новым технологиям, по экономической политике и т.д. Возглавляют комитеты «сенаторы», назначаемые председателем Сената из числа студентов, пользующиеся наибольшим авторитетом в молодежной среде. Верхняя палата — Совет по публичной дипломатии Университета – назначается ректором (или куратором проекта) из числа полномочных представителей ректората и руководителей комитетов нижней палаты студенческого парламента. 

Для придания новым структурам авторитета в молодежной среде необходимо поднять статус структуры до международного уровня: например, создать общественную организацию: Международная ассамблея студенческих сенатов университетов различных стран, в рамках которой организовать обмен опытом прямого студенческого парламентаризма, и т.д. 

Для выборных членов сената необходимо предусмотреть форму и порядок отчетности перед избирателями. Также необходимо предусмотреть процедуру отзыва депутатов по инициативе избирателей, а также механизм кадровой ротации. 

2. Пресс-центр. Для увлечения основной массы студентов университетской идеей и направления их энергии в мирное русло необходим новый Большой проект. Таким проектом может стать Пресс-центр Университета и экспериментальное университетское телевидение, которое позволит массе инициативных людей проявить себя в журналистской работе, в информационных кампаниях Университета в сетях, в режиссуре (выпуске авторских программ) и профессии ведущего программ на телевидении и радиовещании, а гласное, в реальной возможности донести свою точку зрения до большой зрительской аудитории. Особенно это будет интересно студентам и аспирантам, которые не являются профессиональными журналистами, но планируют свое будущее в сфере пиар и массовых коммуникаций. Пресс-Центр, как любая вновь создаваемая структура, будет быстро развиваться и расти, то есть, обеспечит его сотрудникам быстрый карьерный рост, что весьма важно сегодня; «непаханое поле» позволит наиболее инициативным и увлеченным этой идеей студентам самим формировать информационную и вещательную политику центра, разрабатывать и внедрять новые форматы вещания, реализовывать собственные авторские проекты. 

Одной из задач Пресс-центра может стать создание собственной социальной сети, в которую интернет-активные студенты перенесут свою социальную активность, и поведение специальных пропагандистских психологических операций, направленных против цветных революций. 

Сотрудников пресс-центра из числа студентов надо прогнать через курсы по психологии и журналистике, дать основы дипломатического искусства и дипломатического этикета (а антикризисникам – переговорный процесс и медиаторство) – то есть сформировать собственную учебную программу (специализацию), давать дипломы университета по ее окончании и т.д. 

Как и в любом СМИ, новости должны производить штатные корреспонденты, а аналитику – штатные аналитики, совмещающие эту работу с учебой в университете. Однако, в своей работе они должны опираться на собственную корреспондентскую сеть и деятельно расширять ее в интересах общего дела. 

В работе Пресс-центра в интересах распространения информации необходимо в полной мере использовать личные и деловые связи и контакты студентов, вовлеченных в деятельность центра: многие из них работают в крупных информационных и пиар-агенствах и имеют доступ к каналам распространения информации. Соответственно, на основании их связей можно организовать корреспондентскую сеть и сеть по распространению информации по принципам сетевого маркетинга. Для этого в центре должны быть специалисты соответствующего профиля, в совершенстве владеющие навыками сетевой коммуникации. 

3. Антикризисный центр может состоять из группы специалистов по мониторингу, контролю и управлению ситуацией; группы переговорщиков; группы социальных психологов и группы экстремальной журналистики. 

Положения данной статьи разворачиваются в единую концепцию проекта (по созданию в университетах системы противодействия цветным революциям). Организационно-штатная структура студенческого парламента, пресс-центра и антикризисного центра выводится исходя из задач на краткосрочный и долгосрочный период. Среди подразделений определяется ядро, которое вводится в работу сразу после своего образования. Остальные подразделения формируются и присоединяются к ядру по мере развертывания деятельности. В дополнение к концепции формируется бизнес-план, финансовый план и операционный план проекта.

 

1. Манойло А.В. Управление психологической войной в системе государственной информационной политики. // Политика и общество. — 2004. — №2»